По итогам 2024 года себестоимость доставки автомобилей в Россию увеличилась на 50-70%, а сроки перевозки выросли на 20-50%. Основной поток автотранспорта поступает из Китая, а также из Южной Кореи, Японии, реже – из ОАЭ и США. Поставки из стран Евросоюза минимальны.
После ухода крупнейших морских перевозчиков с российского рынка в 2022 году доставка автомобилей из Китая изменилась. Наиболее распространённым методом транспортировки стала отправка в контейнерах по железной дороге, что позволяет доставить автомобили в Москву за 20-45 дней. Стоимость перевозки одного автомобиля по этому маршруту составляет от $3,5 до $4 тыс.
Существуют и мультимодальные маршруты. Один из них предполагает доставку морем до Санкт-Петербурга, а затем наземную перевозку в Москву – в среднем это занимает 40-45 дней, а стоимость составляет $4 тыс. Альтернативный вариант – доставка через Владивосток, что позволяет сократить срок до 25-35 дней при аналогичной цене в $4 тыс.
Автомобили из Южной Кореи поступают морским транспортом во Владивосток за 10 дней, а затем доставляются в Москву за дополнительные 15-20 дней. Общая стоимость такой логистики составляет порядка $4 тыс.
Транспортный коридор "Север-Юг" используется для доставки автомобилей из стран Персидского залива, однако имеет ряд сложностей. Ключевая проблема – отсутствие прямого железнодорожного сообщения между иранским портом Бендер-Аббас и российской транспортной системой, а также различия в ширине железнодорожной колеи. Это увеличивает время перевозки, которое в среднем составляет 15-20 дней, а стоимость доставки одного автомобиля – $2,5 тыс.
Поставки автомобилей из Европы также возможны по двум основным маршрутам: из Роттердама в Санкт-Петербург или транзитом через Турцию в Москву. Первый вариант обходится в $7 тыс. и занимает 10-15 дней, тогда как второй требует 20-30 дней и увеличивает стоимость до $8-9 тыс.
Ожидается, что в 2025 году в автоимпорт будет активно задействован Северный морской путь, что позволит оптимизировать логистику и снизить затраты на перевозку.