Рост фрахтовых ставок и снижение экспорта российской нефти в июле 2025 года

В июле 2025 года ставки на перевозку российской нефти увеличились по всем основным направлениям, несмотря на сокращение объёмов отгрузок. Рост тарифов связывают с уменьшением доступного флота, который не подпадает под новые санкционные ограничения Евросоюза.

Самый заметный скачок фрахта наблюдается на маршруте из Новороссийска в Турцию — рост составил около 30% за неделю, достигнув $3,6 за баррель, что эквивалентно примерно $2,6 млн за рейс танкера типа Aframax (100 тыс. тонн). Турецкие импортеры ужесточили контроль за соблюдением санкционных требований, что влияет на скорость и стоимость перевозок. Также возросла цена фрахта из черноморских портов в Индию — на 9–10%, достигнув $6,8–7,4 за баррель, а из балтийских портов — на 7–8%, до $8,3–9 за баррель. Порт Козьмино фиксирует рост ставок в направлении Китая на 11%, до $2,8 за баррель.
Повышение тарифов связано не только с санкционными ограничениями, но и с новыми правилами допуска иностранных судов в российские порты, введёнными с 21 июля. Теперь заход судов требует согласования с ФСБ, что увеличивает время на погрузку и оформительские процедуры, вызывая временные логистические сбои.
Эксперты отмечают, что этот рост носит временный характер и не приведёт к значительному снижению экспортных объёмов. Ставки фрахта пока остаются ниже уровней начала 2025 года, и дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от геополитической обстановки и безопасности судоходства.

Тем не менее, объемы отгрузок российской нефти за неделю с 21 по 27 июля упали на 25% по сравнению с предыдущим периодом, достигнув минимальных значений с февраля — около 340 тыс. тонн в сутки. Сократилось и количество заходов судов в порты — до 28, что также является минимальным показателем за полгода. Это объясняется необходимостью выполнения новых формальностей и сокращением доступного тоннажа, что вызвало перенос части отгрузок на последующие недели.
Аналитики прогнозируют, что после адаптации участников рынка к новым требованиям объёмы поставок вернутся к прежним уровням. При этом снижение экспорта нефти из западных российских портов в августе может составить до 8% из-за роста загрузки внутренних перерабатывающих мощностей.

Эксперты также отмечают, что угрозы со стороны западных стран в адрес судовладельцев, работающих с российским грузом, могут способствовать увеличению дисконтов и росту ставок фрахта, поскольку «токсичность» товара влияет на стоимость перевозок. Так, например, индийские нефтеперерабатывающие заводы временно приостановили закупки российской нефти, рассматривая другие источники сырья и снижая закупочные объёмы на 56% за неделю.

Мы привезем ЛЮБОЙ ТОВАР из ЛЮБОЙ страны в обход санкций

Нажимая кнопку «отправить», я соглашаюсь на обработку персональных данных

Оставьте свой номер и получите бесплатную консультацию