Ввоз через Казахстан

Роль Казахстана в российском импорте товаров из стран, поддерживающих санкции, усилилась.

Республика стала ключевым логистическим хабом на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).


Почему? Есть факторы

  1. Благоприятное географическое положение Казахстана, он находится на пересечении 11 экономических коридоров.

  2. Членство России и Казахстана в ЕАЭС, - у стран общее экономическое пространство и применение унифицированных правовых норм.

  3. Многие крупные российские транспортные компании переместили часть своих автопарков в Казахстан с целью обойти запрет на перевозки по Европе на фурах с российскими номерами.


Однако в этой "казахской схеме" существуют риски:

Таможенные и налоговые аспекты

Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) и Бюро промышленности и безопасности (BIS) Минторговли США включили Казахстан в список транзитных государств, через которые в Россию ввозятся товары, подпадающие под санкции из Евросоюза и США.

Существует четыре схемы ввоза через республику: косвенный реэкспорт, ложный транзит, прямой реэкспорт и ввоз через третьи страны. Одна из них предполагает "смену владельца груза".

Если товар уже растаможен для внутреннего потребления, осуществляется его обычная купля-продажа с уплатой стандартного НДС в размере 12%. Процесс включает две таможенные процедуры и требует большого объема документов на различных этапах. Среднее время выпуска продукции для внутреннего потребления через таможенный склад составляет от 2 до 4 дней.

Казахстан требует обязательного физического ввоза грузов на свою территорию, что добавляет сложности. Использование процедур "таможенного склада" и "свободного склада" пока запрещено с целью обеспечения уплаты всех таможенных платежей, включая НДС, в Казахстане.


Однако вскоре у российских участников внешнеэкономической деятельности может появиться возможность применять процедуру "таможенного склада". Сейчас рассматривается законопроект по изменению Федерального закона №289 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Одним из предложений является предоставление участникам ВЭД возможности прерывания процедуры международного таможенного транзита и перехода к процедуре "таможенного склада". Это откроет легальную возможность применения схемы "прерванного транзита". Законопроект прошел второе чтение в Госдуме, но был отправлен на доработку в связи с позицией партнеров из ЕАЭС, учитывая принцип резидентства в рамках Союза.

Тем не менее использование схемы "через третьи страны" ограничит возможность ввоза товаров из Евросоюза и США.


Во-первых, в Казахстане действует список товаров, запрещенных к реэкспорту, который доступен на сайте sanction2022.kz.


Во-вторых, ввоз продукции с серийными номерами или подлежащей сервисному обслуживанию представляет определенные трудности, поскольку такие товары могут быть легко прослежены в международной базе данных, особенно если они содержат встроенное программное обеспечение, интегрированное в Интернет.

Стоимость перевозки зависит от веса, размеров и точки отправления груза. Например, для груза из Нур-Султана, состоящего из 10 паллет объемом 19,2 м3 и общим весом 2000 кг, предполагаемая стоимость доставки начинается от 57 тыс. рублей. Дополнительные 15% к конечной стоимости добавляются при перевозке негабаритных грузов, и если вес одного места превышает 2500 кг, наценка составит уже 35%.

В последнее время увеличилось количество пунктов пропуска через казахско-российскую границу, их число увеличилось до 10, включая "Кондыбай", "Акбалшык", "Кызыл Жар", "Найза", "Жезкент", "Байтанат", "Коянбай", "Орда", "Шаган" и "Карашатау". Однако в сегменте автоперевозок существуют определенные препятствия, такие как дефицит свободного грузового транспорта в республике, который наблюдается с мая 2022 года. Этот дисбаланс сказывается на направлениях из Алма-Аты, таких как Запад и Север, где машины отправляются в Россию, разгружаются, а затем сталкиваются с трудностями поиска обратной загрузки из РФ.

Чтобы осуществлять ввоз импорта через Казахстан без посредников, потребуется открыть собственное юридическое лицо. Граждане России могут быть учредителями и занимать любые должности без разрешений. Открытие счета также можно осуществить дистанционно




Существуют также другие нюансы, такие как роль родственных связей в бизнесе, ограниченность бизнес-сообщества, где все знают друг друга, и различия между столицей и регионами в традициях делового этикета. Важно учитывать эти особенности при планировании бизнеса в республике.


Мы привезем ЛЮБОЙ ТОВАР из ЛЮБОЙ страны в обход санкций

Нажимая кнопку «отправить», я соглашаюсь на обработку персональных данных

Оставьте свой номер и получите бесплатную консультацию