Санкции последних лет стали одним из ключевых факторов, изменивших мировую экономику и глобальные цепочки поставок. Ограничения в международной торговле, введённые в отношении отдельных стран, повлияли на все звенья логистических операций – от закупки сырья и производства товаров до их транспортировки и продажи. Спустя почти три года с начала санкционного давления на международные рынки можно подвести первые итоги, обозначить ключевые тренды и попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие отрасли логистики.

Итоги: адаптация и реструктуризация

Переориентация поставок. Санкционные ограничения заставили многие компании пересматривать свои цепочки поставок и искать новые рынки для закупки и сбыта. Страны, оказавшиеся под санкциями, активно перенаправили свои потоки экспорта в Азию, Ближний Восток и Африку. Китай, Турция, Индия и Объединённые Арабские Эмираты стали новыми ключевыми партнёрами. Например, рост объёма перевозок между Россией и Китаем увеличился многократно благодаря расширению инфраструктуры и увеличению использования железнодорожного транспорта.

Рост значимости региональной логистики. Мировая логистика стала более фрагментированной. Если ранее наблюдалась тенденция к глобализации, то за последние три года усиленно развиваются региональные логистические хабы. Это привело к росту значения транзитных маршрутов через Турцию, Казахстан и страны Центральной Азии. Например, проект "Один пояс — один путь", инициированный Китаем, получил новый импульс к развитию.


Нехватка и рост стоимости транспортных услуг. Изменения в логистических маршрутах, повышение тарифов на страхование грузов, увеличение времени на таможенное оформление и изменение валютных курсов привели к значительному удорожанию услуг транспортировки. По мере адаптации рынков, однако, компании начали внедрять более эффективные решения, такие как комбинированные мультимодальные перевозки и цифровизация процессов.

Цифровизация и автоматизация. Компании стремятся к более эффективному управлению своими цепочками поставок с помощью технологий. Внедрение систем отслеживания грузов в реальном времени, блокчейн для прозрачности сделок и искусственный интеллект для оптимизации маршрутов стали важнейшими трендами. Эти решения позволяют минимизировать риски и быстро адаптироваться к изменениям в международной среде.

Рост влияния альтернативных валют и финансовых инструментов. Санкционные меры изменили валютные расчёты в международной торговле. Если ранее доллар и евро доминировали, то сейчас наблюдается рост значимости национальных валют (юань, дирхам, рупия) и внедрение новых финансовых инструментов для обхода санкций. Компании разрабатывают гибкие схемы расчетов, включая бартерные сделки и криптовалюты.

Экологическая логистика. Давление на компании, особенно в странах ЕС, по снижению углеродного следа привело к росту инвестиций в экологичные виды транспорта, такие как электрические грузовики, и переходу на "зелёные" логистические решения. В условиях санкций это направление продолжает развиваться благодаря государственной поддержке.
Прогнозы: будущее международной логистики

Геополитические риски и дальнейшие барьеры. Ситуация с санкциями и политическими напряжённостями вряд ли разрешится в ближайшие годы. Более того, можно ожидать новые волны ограничений и ответные меры. Поэтому компаниям, работающим на международном рынке, необходимо будет продолжать диверсифицировать свои поставки и расширять присутствие в странах с менее рисковыми юрисдикциями.

Укрепление альтернативных логистических маршрутов. Прогнозируется дальнейший рост роли стран Центральной Азии, а также расширение сухопутных и морских маршрутов, связывающих Азию и Европу в обход санкционных зон. Например, в рамках проекта «Транссибирский маршрут» планируется улучшение железнодорожной и портовой инфраструктуры для сокращения времени доставки грузов между Китаем и Европой.

Инвестиции в устойчивость цепочек поставок. Крупные компании будут всё больше инвестировать в развитие собственных логистических мощностей, чтобы снизить зависимость от третьих лиц. Это будет включать создание региональных складских комплексов, закупку собственного транспорта и развитие инфраструктуры для поддержки цифровых решений.

Международная логистика в условиях санкций сталкивается с множеством вызовов, но также демонстрирует высокую степень адаптивности и инновационности. За три года логистический сектор прошёл значительные трансформации, которые сформировали новые тенденции и подходы к управлению цепочками поставок. В будущем ожидается усиление трендов на цифровизацию, диверсификацию маршрутов и внедрение новых финансовых механизмов, что позволит компаниям более гибко реагировать на изменения в международной торговле и экономике.


Международная логистика почти три года санкций спустя: итоги, тренды и прогнозы

Мы привезем ЛЮБОЙ ТОВАР из ЛЮБОЙ страны в обход санкций

Нажимая кнопку «отправить», я соглашаюсь на обработку персональных данных

Оставьте свой номер и получите бесплатную консультацию