Импорт товаров в Россию через контейнерные перевозки, которые ранее росли с высокой скоростью, начал сокращаться.
Этот оборот связан с уменьшением контейнерного импорта, в основном в портах Дальнего Востока.
В декабре 2023 года грузовые контейнеры для экспорта составили 142,5 тыс. TEU, тогда как импорт находился на уровне 134,4 тыс. TEU, по данным аналитиков Центра ценовых индексов.
В отчетном периоде наибольшее снижение наблюдалось в контейнерных поставках в Россию автомобилей (-20%, до 29 тыс. TEU), электробытовых приборов (-12%, до 7,3 тыс. TEU) и бумаги с целлюлозой (-15%, до 3,3 тыс. TEU). Самый значительный рост, на 59%, отмечен в поставках обуви (4 тыс. TEU).
В РЖД данные Центра ценовых индексов оспариваются, предпочитая свои собственные данные. Монополия отмечает, что импорт грузовых контейнеров по железной дороге в декабре составил 140,3 тыс. TEU и превысил экспорт, который составил 131,7 тыс. TEU.
Директор по стратегии и развитию FESCO, Максим Шишков, заявил, что в декабре прошлого года начался тренд на замедление импортных отправок по железной дороге. Это связано с сезонными факторами и замедлением объемов поставок автомобилей, по мнению эксперта.
Однако, по словам г-на Шишкова, за 2023 год импортные отправки превысили экспортные в 1,6 раза, что ранее не наблюдалось в России. РТСБ-РУС отмечает снижение импортных перевозок примерно с середины 2023 года, сообщает директор по продажам Евгений Барков.
И это касается не только железнодорожных контейнерных перевозок, но и всей логистической отрасли в целом, подчеркивает эксперт. По его словам, на это повлияли как геополитические факторы и снижение покупательной способности, так и сложная экономическая ситуация в Китае и слабое субсидирование импортных железнодорожных перевозок. По оценкам аналитиков, в зимний период рост импорта не ожидается.
Традиционно высокие объемы контейнерного импорта наблюдаются в январе, так как все грузоотправители стараются успеть до начала китайского нового года, напоминает аналитик Центра ценовых индексов Роман Шагалов. Однако, в январе 2024 года сезонного пика ожидать не стоит, считает эксперт, так как потребительская активность низкая, а контейнеры перегружаются значительно дольше из-за погодных условий и задержек при подаче платформ. По мнению Романа Шагалова, восстановление объемов импорта ожидается не ранее весны этого года.